-÷итатник

–≈÷≈ѕ“џ ƒЋя Ћ≈„≈Ќ»я ј–“–ќ«ј - (0)

ј–“–ќ« –≈÷≈ѕ“џ ј–“–ќ« –≈÷≈ѕ“џ  ¬о врем€ цветени€ срезать траву бобов черных, мелко по...

Ѕыстрые булочки-пиццы - (0)

Ѕыстрые булочки-пиццы Ѕерем 6 маленьких булочек, вынимаем м€коть. ∆елательно чтобы булочки ...

 ак омолодить старое дерево - (0)

 ак омолодить старое дерево √лавное правило омолаживающей обрезки — нижние ветви укорачиваю...

–амочка*Ќить с иглой* - (1)

–амочка*Ќить с иглой* –амочка*Ќить с иглой* ƒругие разрезные рамочки смотрите «десь –амки с...

–еставрируем старые джинсы - (1)

–еставрируем старые джинсы  ћожет это и не новость, но! »ногда лучше посмотреть, вдохнови...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии јнатоми€ цвета
јнатоми€ цвета
17:34 13.11.2012
‘отографий: 91

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Elena_Besedkina

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.10.2010
«аписей: 10140
 омментариев: 27584
Ќаписано: 38578


«агадка “эртерийских глин€ных табличек

—уббота, 12 ћарта 2016 г. 10:37 + в цитатник

¬ 1961 году научный мир облетела весть об  археологической сенсации. Ќет, гром великого открыти€ прозвучал не из ≈гипта или ћесопотамии. Ќеожиданна€ находка обнаружилась в “рансильвании, в маленьком румынском поселке “эртерии.

„то же поразило эрудированных мужей науки о древност€х? Ѕыть может, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы “утанхамона? »ли перед ними предстал шедевр древнего искусства? Ќичего подобного. ¬сеобщее возбуждение вызвали три крохотные глин€ные таблички.

»бо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегос€ открыти€, румынский археолог Ќ. ¬ласса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тыс€челети€ до н. э.

Ќо археологов ждал еще один сюрприз. Ќайденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! ќставалось только гадать: каким образом почти 7 тыс€ч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо?

Ўумеры в “рансильвании?

¬ 1965 году немецкий шумеролог јдам ‘алькенштейн высказал предположение, что письменность возникла в “эртерии под вли€нием Ўумера. ≈му возразил ћ. —. ’уд, доказыва€, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношени€ к письменности. ќн утверждал, что шумерские купцы некогда навещали “рансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. –азумеетс€, смысл табличек пон€тен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обр€дах.

—пора нет, идеи ’уда и ‘алькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места.  ак объ€снить разрыв в целое тыс€челетие между по€влением тэртерийских и шумерских табличек? » разве можно скопировать то, что еще не существует?

ƒругие специалисты св€зывали тэртерийскую письменность с  ритом, но здесь провал во времени достигает уже двух тыс€челетий.

Ќе осталось без внимани€ открытие Ќ. ¬ласса и у нас. ѕо заданию доктора исторических наук “. —. ѕассек вопрос о пребывании шумеров в “рансильвании расследовал молодой археолог ¬. “итов. ”зы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. ќднако эксперт-шумеролог лаборатории »нститута археологии јЌ ———– ј.  ифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам:

1. “эртерийские таблички — осколок широко распространенной системы письменности местного происхождени€.

2. “екст одной таблички перечисл€ет шесть древних тотемов, совпадающих со «списком» из шумерского города ƒжемдет-»асра, а также печатью из захоронени€, относ€щегос€ к венгерской культуре  ереш.

3. «наки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки.

4. —одержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждаетс€ находкой в той же “эртерии расчлененного трупа мужчины, что служит признаком существовани€ у древних трансильванцев ритуального людоедства.

5. »м€ местного бога Ўауэ идентично шумерскому богу ”сму. Ёта табличка была переведена так: «¬ кн€жение сороковое дл€ уст бога Ўауэ старейшина по ритуалу сожжен. Ёто дес€тый».

“ак что же все-таки та€т в себе тэртерийские таблички? ѕр€мого ответа пока нет. Ќо €сно: лишь изучение всего комплекса пам€тников культуры “урдаш-¬инчи (а именно к ней относитс€ и “эртери€) может приблизить нас к разгадке тайны трех глин€ных табличек.

ƒела давно минувших дней

Ѕерега реки, по которой бурлачили корабли,
травой заросли...
¬оенна€ дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача...
в городе жилье превратилось в руины.

»з шумерской поэмы «ѕрокл€тье над јккадом»

 илометрах в двадцати от “эртерии находитс€ холм “урдаш. ¬ его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. ’олм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскопали. ≈ще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов.

“акие же знаки на черепках нашли и в родственном “урдашу неолитическом поселении ¬инча в ёгославии. “огда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. ѕотом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. ¬ 1961 году археологи по€вились уже на холме “эртерии.

“€жела, но необычайно увлекательна професси€ археолога, чем-то напоминающа€ работу криминалиста. Ќо если криминалист восстанавливает эпизоды своей современности, то археологу приходитс€ зачастую по едва приметным признакам реконструировать событи€ многовековой давности.

» там, где глаз неспециалиста видит лишь однородные пласты земли, знаток об€зательно различит остатки древнего жилища, очага, обломки керамики и оруди€ труда.  аждый слой хранит в себе неповторимые следы жизни поколений людей. “акие слои археологи называют культурными.

–абота ученых близилась к завершению; казалось, “эртери€ открыла все свои тайны... » вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена €ма, заполненна€ золой. Ќа дне — статуэтки древних идолов, браслет из морских раковин и... три маленькие глин€ные таблички, покрытые пиктографическими знаками. –€дом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека. ѕо-видимому, здесь древние земледельцы приносили жертвы своим богам.

 огда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. ƒве имели пр€моугольную форму, треть€ была круглой. ” круглой и большой пр€моугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. “щательные исследовани€ показа-ли: сделаны таблички из местной глины. «наки наносились только с одной стороны. “ехника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.

ѕопадись такие таблички в далеком ƒвуречье, никто б и не удивилс€. Ќо шумерские таблички в “рансильвании! Ёто поражало воображение.

“ут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках посуды из “урдаш-¬инчи. —равнили их с тэртерийскнми: сходство было очевидным. ј это говорит о многом. ѕисьменность “эртерии возникла не на пустом месте, а €вл€лась составной частью распространенной в середине VI — начале V тыс€челети€ до н. э, пиктографической письменности балканской культуры ¬инчи.

ѕервые земледельческие поселени€ по€вились на Ѕалканах еще в VI тыс€челетии до н. э., а через тыс€чу лет земледелием занимались уже на всей территории ёго-¬осточной и ÷ентральной ≈вропы.  ак жили первые земледельцы? —начала они обитали в земл€нках, обрабатывали землю каменными оруди€ми. ќсновной посевной культурой был €чмень. ѕостепенно внешний вид поселени€ мен€лс€.

  концу V тыс€челети€ до н. э. по€вл€ютс€ первые глинобитные дома. ƒома возводились очень просто: ставилс€ каркас из дерев€нных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной.

ќбогревались жилища сводчатыми печами. Ќе правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату?  огда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. “аким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Ўли столети€, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие оруди€, сделанные из меди.

ј как выгл€дели древние обитатели “рансильвании?

ћногочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их облик.

¬от перед нами вылепленна€ из глины голова мужчины. —покойное мужественное лицо, крупный с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок.  ого изобразил древний скульптор? ¬ожд€, жреца или просто соплеменника — сказать трудно. ƒа это и не столь важно. ¬ажно другое: перед нами не застывшее изва€ние, выполн€вшеес€ по определенным и строгим канонам, а лицо человека — древнего жител€ “рансильвании. ќн будто смотрит на нас из глубины семи тыс€челетий!

ј вот сильно стилизованное изображение женщины. “ело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор.

“акой же орнамент встречаетс€ и на других статуэтках культуры “урдаш-¬инчи. —уд€ по всему, это хитросплетение линий имело какой-то смысл. Ѕыла ли это татуировка, которой, возможно, украшали себ€ модницы того времени, или во всем этом таилс€ какой-то магический смысл, ответить трудно; женщины не очень люб€т раскрывать свои тайны.

ќсобый интерес представл€ет большой ритуальный кувшин, относ€щийс€ к раннему периоду винчанской культуры. Ќа нем мы видим рисунок, веро€тно, внешнего вида св€тилища, причем изображение это оп€ть-таки очень напоминает св€тилище древних шумеров. ќп€ть случайное совпадение? Ќо ведь два св€тилища отделены друг от друга почти двадцатью веками!

¬прочем, откуда така€ уверенность в датах? » как вообще удалось определить возраст тэртерийских табличек, если при раскопках “эртерии не обнаружено остатков керамической посуды, по которой обычно датируютс€ находки?

‘изика помогает истории

...√рифель светло-огненный в руке... держит.

Ќа табличке звезду благого неба рисует...

»з шумерской поэмы «ќ построении храма»

Ќа помощь историкам пришли физики. ѕрофессор „икагского университета ¬илард Ћибби разработал метод датировки по радиоактивному углероду —-14, за что его впоследствии наградили Ќобелевской премией.

–адиоактивный углерод —-14, образующийс€ в атмосфере «емли в результате воздействи€ космического излучени€, окисл€етс€ и усваиваетс€ растени€ми и животными. ќднако его содержание в мертвых ткан€х постепенно убывает, при этом в определенный срок распадаетс€ определенное количество —-14. ѕериод полураспада —-14 равен 5360 годам. ѕоэтому по количеству —-14 в органических останках можно определить врем€, прошедшее с момента гибели растени€ или животного. ћетод ¬. Ћибби дает довольно высокую точность датировки ±50—100 лет.

јртефакт культуры “урдаш - ¬инча с нанесенными символами

“ак что же все-таки произошло в древнем св€тилище почти 7 тыс€челетий тому назад? ѕрав ли эксперт-шумеролог, убежденный, что археологи обнаружили следы ритуального людоедства?

¬озможно, и прав. ћожно ли представить, чтобы в обществе, обладающем столь значительным культурным достижением, как письменность, существовало людоедство, хот€ бы и в ритуальной форме? ћожно. »сследование р€да древнеамериканских цивилизаций это подтверждает.

 стати, в шумерской надписи, опубликованной —. Ћэнгдоном, рассказываетс€ о ритуальном убийстве верховного жреца и избрании затем нового правител€. ¬озможно, нечто аналогичное происходило и в “эртерии. “ело убитого жреца сожгли на св€щенном костре. –€дом с покойным положили изображени€ богов — покровителей тэртерийской общины и магические таблички.

ќднако доказательств того, что поджаренный жрец был съеден, нет. ƒа, непросто приподн€ть завесу шести тыс€челетий. ћолчат свидетели древнего обр€да : статуэтки идолов и обгоревшие кости древнего тэртерийца. Ќо, быть может, заговорит третий свидетель — древние письмена?

—лово на глин€ных табличках

Ќа первой пр€моугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. ћежду ними помещен колос. Ѕыть может, изображение козлов и колоса было символом благососто€ни€ общины, в основе которого было зан€тие земледелием и скотоводством? ј может быть, это сцена охоты, как считает Ќ. ¬ласса?

Ћюбопытно, что подобный сюжет встречаетс€ и на шумерских табличках. ¬тора€ табличка разделена вертикальными и горизонтальными лини€ми на небольшие участки. Ќа каждом из них процарапаны различные символические изображени€. Ќе тотемы ли это?

 руг шумерских тотемов известен. » если сравнить рисунки на нашей табличке с изображени€ми на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в ƒжемдет-Ќасре, снова броситс€ в глаза поразительное совпадение. ѕервый знак на шумерской табличке — голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, — голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, п€тый знак — какое-то строение, шестой — птицу. “аким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: «козленок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть»» «птица».

“отемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. „то это, еще одна поразительна€ случайность? —корее всего нет. √рафическое совпадение знаков могло быть случайным. Ќауке подобные совпадени€ известны. ѕоразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации ћохенджо-ƒаро и ’араппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова ѕасхи.

Ќо совпадение тотемов и их последовательности вр€д ли случайно. ќно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и “эртерии и ƒжемдет-Ќасра из одного общего корн€. ѕохоже» в наших руках находитс€ своеобразный ключ к дешифровке письменности “эртерии: не зна€, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам надо читать.

ѕоэтому надпись можно дешифровать, чита€ ее против часовой стрелки вокруг отверсти€ в табличке.  онечно, мы никогда не узнаем, как звучал €зык жителей “эртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исход€ из шумерских эквивалентов.

ѕриступим же к чтению круглой тэртерийской таблички. Ќа ней прочерчены письменные знаки, разделенные лини€ми.  оличество их в каждом квадрате невелико. «начит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическа€ шумерска€ письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.

Ќа круглой табличке написано следующее:

4. Ќ”Ќ  ј. Ўј. ”√”Ћј. ѕ». »ƒ»ћ  ј–ј 1.

«„етырьм€ правительницами дл€ лика бога Ўауэ старейшина разума глубокого сожжен один».

„то за смысл заключен в надписи?

—нова напрашиваетс€ сравнение с упом€нутым нами документом из ƒжемдет-Ќасра. ¬ нем содержитс€ список главных сестер-жриц, возглавл€вших четыре племенные группы. Ѕыть может, такие же жрицы-правительницы были в “эртерии? Ќо есть и другое совпадение. ¬ надписи из “эртерии упом€нут бог Ўауэ, причем им€ бога изображено точно так же, как и у шумеров. ƒа, суд€ по всему, тэртерийска€ табличка содержала краткие сведени€ о ритуале убийства и сожжени€ жреца, отслужившего определенный срок своего правлени€.

“ак кем же были древние жители “эртерии, писавшие «по-шумерски» в V тыс€челетии до н. э., когда самого Ўумера еще и в помине не было? ѕредками шумеров? Ќекоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV—’II тыс€челетии до н. э., уйд€ из √рузии в  урдистан.  ак же могли они передать свою письменность народам ёго-¬осточной ≈вропы? ¬опрос немаловажный. ј ответа на него пока нет.

ƒревние обитатели Ѕалкан оказали заметное вли€ние на культуру ћалой јзии. ќсобенно хорошо прослеживаетс€ с ней св€зь культуры “урдаш-¬инчи по пиктографическим знакам на керамике. «наки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной “рое (начало III тыс€челети€ до н. э.). “огда же они по€вл€ютс€ и в других районах ћалой јзии.

ќтдаленные отголоски письменности ¬инчи содержит в себе пиктографическа€ письменность древнего  рита. Ќельз€ не согласитьс€ и с предположением советского археолога ¬. “итова о том, что примитивна€ письменность в эгейских странах уходит своими корн€ми на Ѕалканы IV тыс€челети€ до н. э., а вовсе не возникла под вли€нием далекого ƒвуречь€, как раньше полагали некоторые исследователи.

  тому же известно: создатели балканской культуры ¬инчи в V тыс€челетии до н. э. прорвались через ћалую јзию в  урдистан и ’узистак, где в то врем€ обосновались как раз прашумеры. » вскоре в этом районе возникает пиктографическа€ протоэламска€ письменность, одинаково близка€ и к шумерской и к тэртерийской.

Ќапрашиваетс€ вывод: изобретател€ми шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, но жители Ѕалкан. ƒействительно, как иначе объ€снить, что древнейша€ письменность в Ўумере, датируема€ концом IV тыс€челети€ до н. э., по€вилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Ўумеры (как и вавилон€не) были лишь хорошими учениками, восприн€в пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись.

Ѕ. ѕ≈–Ћќ¬, историк

–убрики:  „еловечество
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м

willynat   обратитьс€ по имени —уббота, 12 ћарта 2016 г. 11:14 (ссылка)
Elena_Besedkina, спасибо! ќчень интересно. ѕохоже, есть подтверждение, что культура шла с Ѕалкан в ћесопотамию. “ут и теори€  лесова вспоминаетс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vasily_sergeev   обратитьс€ по имени —уббота, 12 ћарта 2016 г. 12:07 (ссылка)
Elena_Besedkina, истори€ - что дышло: тек легко что-то чуть-чуть "удревнить", а что-то чуть-чуть "осовременить"...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
LinaGirl   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 ћарта 2016 г. 00:36 (ссылка)
Spasibo,ochen interesno.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
таила   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 ћарта 2016 г. 07:35 (ссылка)
—пасибо за интересный постик, Ћеночка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку