-÷итатник

‘иле индейки в маринаде - (0)

‘иле индейки в маринаде https://www.sloosh.ru/ »нгредиенты: —оевый соус — 3...

–ецепты дл€ новогоднего стола.  урочка, фаршированна€ по-тоскански - (0)

–ецепты дл€ новогоднего стола.  урочка, фаршированна€ по-тоскански       &nbs...

–астени€ -целители. јх, эта красна€ р€бина.... - (1)

–астени€ -целители. јх, эта красна€ р€бина....  Ётo дeрeвe знaют мнoгиe. Oнo рacпрocтрaнeнo ...

¬€жем спицами съемный капюшон - (0)

—ъемный капюшон »сточник ...

Aмериканский художник Jim Killen, —Ўј. - (0)

Aмериканский художник Jim Killen, —Ўј. Aмериканский художник Jim Killen, —Ўј. "„ем больше в мире ...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии јнатоми€ цвета
јнатоми€ цвета
17:34 13.11.2012
‘отографий: 91

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Elena_Besedkina

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.10.2010
«аписей: 9636
 омментариев: 27006
Ќаписано: 37488



Ќеожиданное происхождение имен персонажей русских сказок.

—реда, 16 —ент€бр€ 2020 г. 19:00 + в цитатник

Ћиса ѕатрикеевна


 

  

 

 

ѕочему хитра€ Ћиса во многих сказках носит именно такое отчество, а не какое-нибудь нормальное, типа »вановна или ƒормидонтовна?  ак раз потому, что хитра€.

 

Ѕыл такой литовский кн€зь ѕатрикей из знаменитого рода √едиминовичей — известный хитрец и проныра. ¬ конце XIV века его выбрали кн€жеским наместником в Ќовгороде, прин€ли с большими почест€ми. Ќо вместо того, чтобы управл€ть, как все нормальные люди, ѕатрикей прин€лс€ ловко се€ть между новгородцами смуту и вражду, поощр€ть лихих людей — ушкуйников — разбойничать на торговых пут€х. —ам ƒмитрий ƒонской хотел вмешатьс€ в новгородские дела, чтобы ун€ть разбои патрикеевых людей.

 

Ћись€ хитрость ѕатрике€ надолго засела в народной пам€ти, и впоследствии Ћиса, персонаж многих русских сказок, получила отчество ѕатрикеевна — в честь этого литовского кн€з€.

 

“угарин «мей (или «меевич)

  

 

 

 

Ётот персонаж, побежденный богатырем јлешей ѕоповичем, описываетс€ в разных былинах и сказках по-разному: то это ненасытный великан, то летающий огнедышащий дракон. ¬ былине о бое јлеши ѕоповича с “угарином богатырь побеждает «ме€, имеющего почему-то «бумажные крыль€», бросив в него таинственную «шапку земли √реческой», лежавшую очень кстати тут же, на берегу реки.

 

“ем не менее этот фантастический антигерой змеиной породы имеет вполне конкретного исторического прототипа — половецкого хана “угоркана. »менно его войска совместно с византийцами полностью истребили печенегов в 1091 году. «аписным злодеем в русских былинах и сказках “угоркан стал потому, что очень досаждал русичам своими жестокими набегами. Ќо наконец “угоркана постигла заслуженна€ кара: в 1096 году его войско было разбито дружинами ¬ладимира ћономаха, а сам хан убит.

 

“угоркан был из рода Ўаруканидов, а им€ Ўарукан с половецкого переводитс€ как «змей». “ак исторический хан “угоркан Ўаруканид впоследствии превратилс€ в фольклорного “угарина «меевича.

 

ƒобрын€ Ќикитич

  

 

¬ слав€нской €зыческой мифологии было три хтонических исполина, выступавших всегда вместе: ƒубын€, √орын€ и ”сын€. ќни олицетвор€ли собой разрушительные силы стихий: земли, огн€, воды. ѕосле крещени€ –уси их постепенно заменили три православных богатыр€: »ль€ ћуромец, ƒобрын€ Ќикитич и јлеша ѕопович. ¬прочем, ƒубын€, √орын€ и ”сын€ на какое-то врем€ задержались в русском фольклоре и действовали параллельно с каноничными трем€ богатыр€ми. ѕричем их буйна€ стихийна€ природа сохранилась: главный герой, которого они сопровождают посто€нно, вынужден исправл€ть причиненные исполинами разрушени€, противосто€ть их бессмысленной удали. —ами они не принос€т люд€м пользу и только затрудн€ют действи€ геро€.

 

¬ ƒобрыне Ќикитиче дух €зыческого прошлого про€вл€етс€ сильнее, чем в двух его коллегах. ¬ его имени еще угадываетс€ прозвание одного из трех архаических исполинов — ƒубыни, лесного великана, олицетвор€ющего землю, занимающегос€ тем, что «дубьЄ верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли т€нет».

 

»нтересно, что имена и функции трех €зыческих великанов не перенеслись автоматически на трех былинных богатырей, а распределились причудливым образом. “ак, если ƒубын€ трансформировалс€ в ƒобрыню, то √орын€, напротив, превратилс€ в антигеро€, противосто€щего богатыр€м, — в «ме€ √орыныча. “ретий «протобогатырь» — ”сын€ — тоже не исчез бесследно, его суперсилу (заимствование богатырской мощи от воды) вз€л себе все тот же ƒобрын€.

 

 

«мей √орыныч

  

 

„асто «отчество» «ме€ — √орыныч — ассоциируетс€ с горами. Ќо более веро€тно, что прозвище произошло не от «горы», а от «гореть». ѕрактически в каждой сказке упоминаетс€ огненна€ природа «ме€: он дышит огнем, иногда имеет огненные крыль€, сторожит на огненной реке  алинов (раскаленный) мост. » лишь в единичных сказках (возможно, по€вившихс€ в результате неправильной трактовки прозвища) «мей √орыныч живет в горах.

 

 роме того, «мей √орыныч в слав€нской €зыческой мифологии был архаическим богатырем (а еще раньше — хтоническим божеством) √орыней. ј √орын€ как раз заведовал огнем.

 

–усалка

  

 

Ќа первый взгл€д, им€ этого враждебного человеку существа похоже на слова «русло» и «русый». ќднако этимологи€ этого имени уводит нас в античность, на берега —редиземного мор€.

 

Ѕыл в ƒревнем –име праздник –озалии («праздник роз»), посв€щенный умершим, во врем€ которого гробницы украшались венками из роз. —лав€не, пришедшие в —редние века на Ѕалканы — территории, некогда бывшие частью –имской империи, — перен€ли праздник. ќт южных слав€н праздник, называвшийс€ уже русали€ми, попал к восточным слав€нам.  ак и римские розалии, у слав€н русалии продолжали оставатьс€ праздником поминовени€ умерших, а души умерших стали называтьс€ русалками.

 

 

¬следствие сходства слов «русалка» и «русло» эти слав€нские «нимфы», обитавшие первоначально в лесах и пол€х, переехали в водоемы. Ќо отголоски первоначального сухопутного места обитани€ русалок сохран€лись еще долго, поэтому у ѕушкина, охотно использовавшего фольклорные мотивы, русалка сидит на ветв€х.

 

 ащей ( ощей) Ѕессмертный

  

 

 

≈сть несколько вариантов происхождени€ этого имени: то ли от слова «кость» (костл€вость — непременный признак  аще€), то ли от «кощун» (колдун; это слово, изначально нейтральное, с наступлением христианства приобрело негативный оттенок — кощунствовать).

 

Ќо наиболее веро€тен вариант происхождени€ имени  ощей от тюркского «кошчи» — раб, невольник. ¬едь во многих сказках упоминаетс€, что  ощей €вл€етс€ пленником, много лет пробывшим скованным цеп€ми в башне или в подземелье.

 

»менно в значении «пленник» трижды упоминаетс€ слово «кощей» в «—лове о полку »гореве»: в плену у половцев кн€зь »горь сидит «в седле кощеевом».  ощей — пленный кочевник. ѕоловецкий хан  ончак назван «поганым кощеем», рабом, в противоположность галицкому кн€зю ярославу — господину.

 

Ѕаба-€га

—лово «€га» — очень древнее. Ётимологи возвод€т его к праслав€нскому *(j)egа (ужас, гнев), *(j)egb (злой, мерзкий).  роме слав€нских €зыков, близкие по звучанию и смыслу слова есть в литовском, латышском, англо-саксонском, исландском, готском, санскрите. “о есть, можно сказать, это слово принадлежит еще праиндоевропейскому €зыку.

 

—праведливости ради следует отметить, что, несмотр€ на свое им€, Ѕаба-€га как хранительница границы между миром живых и миром мертвых не всегда враждебна герою: иногда она ему помогает, дарит волшебные предметы.

https://ekabu.ru/194663-pochemu-baba-yaga-zmey-tugarin-a-lisa-patrikeevna.html

–убрики:  ј знаете ли ¬ы...
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



¬алентина-л-1   обратитьс€ по имени „етверг, 17 —ент€бр€ 2020 г. 04:56 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку